Коммунально-уборочная техника. Разный подход к решению одной задачи.
В настоящее время сложились три основных подхода к решению задачи механизации уборочных работ на открытых территориях.
- Комплекты навесного уборочного оборудования для тракторов и грузовых машин
- Многофункциональные подметально-уборочные машины на специальном шасси
- Специализированные электромобили для коммунальных нужд.
У каждого из вариантов существуют свои достоинства и недостатки.
1. Трактора и грузовые машины.
Как правило, в качестве базы используются легкие трактора типа МТЗ или средне-тоннажные грузовики. Для очистки дворовых территорий, тротуаров, внутренних проездов, парковок- в основном легкие трактора с двигателями внутреннего сгорания мощностью 25-50 л/с.
К достоинствам такой техники можно отнести относительную простоту и дешевизну.
Самый дешевый входной билет в мир коммунальной техники.
Из недостатков - мощности двигателя не хватает для обеспечения сбора загрязнений. Практически возможны следующие операции – отвал и подметание, разброс противогололедных и противоскользящих смесей.
Высокая шумность и ограничение по маневренности, обзору и габаритам – затрудняют применение в стесненных условиях.
Удельный расход топлива- существенно выше остальных вариантов. И «легендарная» надежность отечественного трактора.
2. Многофункциональные уборочно-подметальные машины на специальном шасси.
Типичными представителями являются немецкие Bucher City-Cat, аналогичные машины российского производства ПУМ-5021.
Сочлененное шасси таких машин позволяет обеспечивать радиус разворота до 3м, низкорасположенная кабина с большой площадью остекления, дополнительные видеокамеры – облегчают управление.
Большая мощность двигателя (55-70лс) позволяет обеспечить сбор сметенного мусора и пыли в опорожняемый бункер.
Центральное расположение и капотировка двигателя, обеспечивает существенно лучшую шумоизоляцию по сравнению с тракторами.
По сравнению с другими вариантами такие машины имеют очень сложную гидравлическую систему привода и управления, обслуживание которой требует специфических знаний.
Стоимость такого решения существенно выше, но за счет меньшего расхода топлива и большего функционала – окупаемость техники приемлема в среднесрочной перспективе.
3. Специализированные электромобили для коммунальных нужд.
По этому пути пошли разработчики ООО «Конкордия» из г. Дмитров, Московской области.
Специализированное шасси «Апис II» призвано достичь сравнимых с машинами Тип.2 эксплуатационных показателей при сохранении простоты обслуживания и минимизации эксплуатационных расходов.
Ключевым отличием является наличие основной ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ системы привода рабочих органов и механизмов техники (в отличии от Механического привода у навесного оборудования тракторов, и Гидравлического –у специализированных шасси).
Соответственно из конструкционной схемы выбывают гидромоторы, коробки отбора мощности и перемены передач. Отсутствует потребность в применении при обслуживании - большого объема и номенклатуры смазочно-гидравлических жидкостей.
Эргономические удобства кабины оператора сопоставимы с таковыми у специальных шасси. Радиус разворота несколько шире (но меньше, чем у тракторов с навесным оборудованием).
Главные же преимущества от использования электрического привода:
- отсутствие холостых перепробегов (зарядка батарей может осуществляться в любом удобном месте от общей электросети, без применения специализированных ЗУ);
- простота эксплуатации (отсутствие необходимости смены технических масел и жидкостей);
- низкие последующие эксплуатационные расходы по сравнению с техникой на ДВС (стоимость 1КВт/ч электроэнергии существенно ниже, чем у «дизельного»);
- применение в деталях ходовой части широко-распространенных запасных частей отечественного производства;
- срок службы АКБ сопоставим с расчетным сроком службы машины
ну и, конечно же общие преимущества электротранспорта – Тишина и Экологичность.